Денис Бугай о 7 ключевых инициативах закона «СтопМаскиШоу».

Денис Бугай, партнер юридической компании VB Partners прокомментирует новые законодательные инициативы. Комментируя закон “СтопМаскиШоу” Денис Владимирович Бугай делится с нашими читателями существенными изменениями уголовного кодекса, которые значительно уменьшат неправомерные возможности правоохранительных органов.

Автор: Денис Владимирович Бугай, адвокат, руководитель практики White-Collar Crime, партнер ЮК VB PARTNERS, член рабочей группы по реформированию адвокатуры при Совете по вопросам судебной реформы при Президенте Украины, признанный всеми ключевыми международными и национальными юридическими рейтингами (The Legal 500 EMEA, Chambers Europe, Best Lawyers, Who is Who Lega, и др.).

Денис Бугай о новых инициативах

Полиция, прокуратура, СБУ и якобы несуществующая налоговая милиция давно держат лидерство в перечне угроз для украинского бизнеса.

В конце прошлого года Правительство, преодолев яростное сопротивление правоохранителей, добился утверждения изменений в Уголовный процессуальный кодекс. Сам факт сопротивления МВД и прокуратуры свидетельствует о качестве и пользе этой инициативы!

Изменения касаются как проведения следственных действий, так и инициирование разного рода «формальных» уголовных производств, единственной целью которых является только давление и вымогательство. Они значительно уменьшают неправомерные возможности «бизнесменов» в погонах.

Денис Бугай предлагает нашим читателям рассмотреть семь ключевых новелл.

  • Новые правила проведения обысков. Следователи обязаны проводить видео фиксацию обыска и допускать адвокатов. В случае нарушения – все доказательства полученные во время обыска являются недопустимыми, то есть не имеют доказательной силы. Важно — адвокат имеет право собственной фиксации, автоматически становится доказательством.

Какую оценку этому пункту дает Денис Бугай? Во-первых, следователи не будут иметь возможность что-то подбросить. Во-вторых, поскольку в помещении будет адвокат, это исключает возможность запугивания сотрудников и попытки склонить их к «сотрудничеству», например, оговорить руководство компании.

В качестве первого практического результата таких изменений Бугай Денис Владимирович вспоминает случай, который произошел в декабре во время обыска в офисе одной из компаний, камера зафиксировала, как один из понятых (как правило это заблаговременно подготовленные следователями «случайные» граждане), пытался украсть деньги из кассы.

  • Запрет изъятия информационных носителей и компьютерной техники (жесткие диски, сервера, телефоны и т.д.). Забрать сервер — это самый простой способ остановить бизнес. Рэкетиры с удостоверениями, понимая такую возможность, активно этим злоупотребляли.

 
Но закон одновременно установил ряд исключений относительно этого запрета. Следователь, при условии наличия разрешения суда, может изъять объекты: (а) необходимые для проведения экспертизы, (b) если они являются орудием совершения преступления или полученные в результате совершения правонарушения (например, украденный телефон или установлен на компьютере банк-клиент, через который осуществляли «обналичивание»), (с) доступ к ним ограничивается владельцем, в частности, путем наличия пароля.

Несмотря на такие широкие исключения, в целом норма должна обеспечить неприкосновенность компьютерной инфраструктуры офиса.
По мнению Дениса Бугая, в таких случаях надо быть готовым предоставить пароли от серверов, компьютеров и телефонов, а также допустить копирования информации с них. Кстати, СБУ и НАБУ уже имеют специальные портативные приборы, которые деблокують мобильные телефоны и автоматически проверяют наличие в них ключевых слов и чисел. Такие приборы используют израильские спецслужбы для борьбы с терроризмом. Телефон перестал быть неприкасаемым.
Ужесточены требования к получению разрешения на обыск.
Во-первых, внедряется аудио и видео фиксация рассмотрения ходатайства следователя в суде. Это исключит возможность подачи необоснованных ходатайств. Следователь будет вынужден доказать важность своего желания «прийти в гости», а судья будет внимательнее к этим аргументам, поскольку эта запись в будущем может быть предметом исследования дисциплинарной палатой Высшего совета правосудия.
Во-вторых, запрет повторного обращения в случае получения отказа судом ранее. На практике были случаи, когда следователи пять раз пытались получить разрешение на обыск, надеясь, что их ходатайство попадет к более лояльного к ним судьи.
С точки зрения Дениса Бугая, в сочетании с новыми правилами обыска, это должно привести к уменьшению «непрошенных гостей в погонах» и случаев блокирования деятельности компаний.
Внедрено право обжалования действия следствия, которые нарушают или ограничивают права бизнеса (изъятие имущества, документов и прочее). Ранее такое право было лишь у стороны уголовного процесса (подозреваемый, потерпевший), что искусственно исключало возможность компании в законный способ прекратить давление на нее.
Блокирование процесса возбуждения уголовных производств различными органами по одному и тому же поводу бесконечное количество раз.
Ни один орган не может проводить расследование, а дело подлежит прекращению, если с этих же обстоятельствах ранее уже вынесено постановление о закрытии. Есть анекдотические случаи, налоговая милиция возбуждала производство по фактам неуплаты налогов, а их коллеги из полиции и СБУ начинали собственные расследования по этому же эпизоду, но, чтобы обойти подследственность, называли хищением. Аналогичный подход использовался и по географическому признаку.
Предусмотрена возможность закрытия «формальных» уголовных производств, которые годами «висели» в реестре и позволяли в любой момент совершать следственные действия, и соответственно держали бизнес в напряжении. Следствие длилось годами, дела поменяли следователей и прокуроров, которые в свою очередь генерировали новую активность, с целью пополнения собственной кассы, если не деньгами, то хотя бы талонами на бензин.
Закон предусматривает создание специальной комиссии при Кабмине, которая будет обобщать практику действий правоохранителей в отношении бизнеса и предоставлять обязательные к рассмотрению рекомендации. Закон не содержит четких полномочий такой комиссии, но наличие такого инструмента позволит влиять на ситуацию.
Изменения выбивают из рук коррупционеров действенные инструменты давления и шантажа на бизнес. Обыски под камеру и в присутствии адвокатов, невозможность изъять сервера и компьютеры, блокировка инициирования пустых и бесперспективных уголовных производств должны снизить неправомерное вмешательство правоохранителей в деловую активность.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s